Пояснительная
записка
Основная функция курса —
формирование исторического мышления, под которым подразумевается
определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно
истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую
данным исторической науки, умение анализировать и описывать события
с разных, часто противоположных точек зрения.
Основное содержание изучаемого
в 7 классе курса «Новая история. 1500—1800» составляет процесс
развития общества в период раннего Нового времени: кризис традиционного
общества, появление первых ростков зарождающегося индустриального общества,
сосуществование и противоречия старого и Нового, их различия и, главное,
человек Нового времени. Это определило отбор единиц содержания и структуру
курса, состоящего из семи глав.
Курс «Новая история. 1500—1800»
начинается разделом «Мир в начале Нового времени...», где в темах
«Великие географические открытия», «Европа в начале Нового времени»,
«Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения», «Реформация и
Контрреформация в Европе. Укрепление абсолютизма» дается достаточно полная
и научная (для подростков 12—13 лет) характеристика политической,
социальной, экономической, повседневной жизни европейского общества
в эпоху раннего Нового времени. Первая тема позволяет сформировать
обобщенную картину развития европейского общества и его культуры
в рассматриваемый период, создать базу для работы над обогащением основных
понятий курса, таких, как Реформация, Возрождение, абсолютизм, о том, что
XVI—XVII вв. — это начало капиталистической эры, прежде всего
в Голландии, Англии и других развитых странах. В то же время
идет процесс складывания государств континентальной Европы — Франции,
Испании. Абсолютизм, религиозная общность и развитие капиталистического
хозяйства создают условия для формирования национального самосознания, наций и
национальных государств.
Учащиеся достаточно подробно
знакомятся с высшими достижениями в области духовной культуры
позднего Возрождения, со временем, когда впервые был сделан шаг
к осознанию ценности человеческой личности, с достижениями научной
мысли изучаемой эпохи. Семиклассники понимают, что в XVII в.
в мире началась интеллектуальная революция: решающими средствами оценки
истинности знаний стали разум и эксперимент. Образованные люди приступили
к рассмотрению мира как машины, действующей без постоянного вмешательства
Бога или нечистой силы, научились искать объяснение причин и закономерностей
явлений и процессов с помощью математики и индуктивного мышления.
Учащиеся получают необходимые
представления об особенностях Реформации в различных странах Европы и
о связанных с ней социальных движениях. Проблема Реформации как
нового этапа развития духовной жизни общества рассматривается достаточно
подробно на конкретном материале истории Германии, Англии и Франции.
Семиклассники, знакомясь с религиозными учениями эпохи раннего Нового
времени, могут увидеть влияние религии на ментальность человека,
на формирование национального самосознания, понять, что именно религия
зачастую определяла экономическое развитие и политику государств.
Второй раздел программы «Ранние
буржуазные революции. Международные отношения...» рассказывает семиклассникам
о первых революциях в эпоху раннего Нового времени, о рождении
нового государства — свободной республики Голландия, о развитии
парламентаризма и конституционализма, знакомит с новым типом международных
отношений, для которых становится традицией создание враждебных
по отношению друг к другу военно-политических союзов европейских
государств, в какой-то мере предотвращающих вспышки военных конфликтов
(стремление к установлению равновесия сил в Европе).
В третьем разделе программы «Эпоха
Просвещения. Время преобразований» в темах «Западная европейская культура
XVIII в.», «Промышленный переворот в Англии», «Североамериканские
колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов
Америки» и «Великая французская революция XVIII в.» изучаются основные
факты дальнейшего поступательного развития общества в области духовной,
политической и экономической жизни. В нем рассказывается о влиянии
идеологии и культуры Просвещения на формирование ценностей человека Нового
времени. История борьбы английских колоний в Северной Америке
за независимость и создание Соединенных Штатов Америки дает возможность
учащимся углубить свои знания о демократическом устройстве общества,
основанном на разделении трех ветвей власти, позволяет использовать эти знания
для анализа современной политической обстановки. Изучение одной
из центральных тем курса — Великой французской революции —
позволяет обсудить проблему природы революционных взрывов и возможностей
альтернативных путей развития общества и сделать вывод, что революции возникают
тогда, когда правительства государств запаздывают с проведением реформ.
Учащиеся осознают трагедию абсолютизма как политической системы — монархи
не смогли согласиться с ограничением своей власти, хотя этого и
требовала логика исторического процесса, что вызывало конфликт, приводивший
к революциям. Учащиеся убеждаются, что причинами революций становятся
несовпадения интересов различных социальных групп, столкновение различных
мировоззрений, ценностных ориентаций.
Семиклассники узнают, что Декларация
независимости 1776 г., Конституция США 1787 г., «Билль
о правах» 1791 г., французская Декларация прав человека и гражданина
воплотили в жизнь то, о чем мечтали просветители: создали прочную основу
для утверждения прав человека в Северной Америке и Западной Европе,
заложили фундамент создания правового государства и гражданского общества.
Четвертый раздел программы
«Колониальный период в Латинской Америке. Традиционные общества Востока.
Начало европейской колонизации» включает обобщенную характеристику
латиноамериканского общества и традиционных обществ Востока, что позволяет
увидеть своеобразие традиционного общества, сравнить его с европейским
обществом и понять причины европейской колонизации.
Таким образом, отбор содержания
подчинен задаче показать пути развития европейского общества
от Средневековья через Возрождение, Реформацию, эпоху Просвещения,
революции к парламентской демократии и реформам (о них речь пойдет
в истории XIX в.).
Учащиеся узнают о важнейших
событиях прошлого, которые достаточно актуальны и для нашего времени. Они могут
«прожить» эти сюжеты, запомнить их, соотнести с днем сегодняшним.
Предъявленное образовательное пространство может способствовать формированию у семиклассников
ценностных ориентаций и убеждений, основанных на личностном осмыслении
опыта всеобщей истории XVI—XVIII вв.
Учебная программа курса «Новая
история» позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии
индустриального и традиционного обществ в изучаемую эпоху, ознакомиться
с активным и пассивным опытом человечества, ощутить связь времен и
актуальных проблем и, возможно, извлечь для себя уроки.
В основу программы положено
сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного,
культурологического принципов изучения курса истории на основе
гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности»
представлений о событиях и процессах.
Учащиеся должны иметь понятие о:
-уровне развития индустриального
и традиционного обществ (условия гармонического развития общества, его
менталитет, ценности индустриального и традиционного обществ, общечеловеческие
ценности на материале стран Европы, Америки, Азии и Африки);
-прогрессе и насилии в обществе,
соотношение целей и средств в их достижении;
-личностях в истории, об
соотношении объективного и субъективного факторов в историческом процессе;
-принципе неравномерного развития
стран в эпоху индустриальной революции;
-модернизации как ответ на вызов
времени; неоднозначные последствия модернизации и индустриальной революции для
человека;
-роли революций и реформ
в развитии общества; движение общества к реформам; необходимость
разумного компромисса в политической жизни;
-демократизации общественного и
государственного устройства;
-формировании правового
государства и гражданского общества (на примере истории Европы и США).
Учащиеся должны уметь:
-определять и объяснять понятия;
-уметь выделять главную мысль, идею в учебнике,
рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте,
в документе;
-рассматривать общественные явления в развитии,
в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма;
-раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления
экономики, политики, культуры, искусства;
-анализировать исторические явления, процессы, факты;
-обобщать и систематизировать полученную информацию;
-давать на основе анализа конкретного материала научные
объяснения сущности фактов и связей между ними;
-осуществлять перенос знаний (межпредметные и
внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе
на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
-определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать
и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
-обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть
навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить
монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато
давать ответ, выступать с сообщениями, докладами; писать рецензии;
-уметь участвовать в групповых формах работы,
в ролевых играх;
-определять цели своей деятельности и уметь представить свои
результаты;
-уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной
деятельности;
-осуществлять самоконтроль и самооценку.
Программа рассчитана на 34 часа при 2 часах в неделю. После
изучения каждой главы предусмотрена самостоятельные и контрольные (после
изучения одного раздела ) работы
|