В классном коллективе учебно-воспитательную работу в настоящее время организует классный руководитель. Он – педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.
Формы работы классного руководителя определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд. Особое место в деятельности классного руководителя занимают классные часы – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
Да, классный час является одним из эффективных форм в организации взаимодействия с учащимися.
Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.
Можно выделить следующие характерные черты классного часа:
1) это форма внеурочной воспитательной работы, и в отличие от урока ему не должен быть присущ академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия.
2) Это форма организации фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной работы.
3) Это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательной работы, однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся можно считать классными часами.
4) Это форма общения классного руководителя и воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.
Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:
1) Обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке.
2) Формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности.
3) Развитие эмоционально-чувствительной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка.
4) Содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей.
5) Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Разумеется, что решение всех перечисленных задач следует связывать не с каким-то отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенными, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенная роль и место.
Одним из направлений совершенствования форм воспитательной работы является повышение роли классного часа в развитии личности ребенка, формировании его неповторимой индивидуальности. Рождается новый тип классных часов – личностно-ориентированный.
В подготовительной работе к таким классным часам принимает участие не только классный руководитель, но и учащиеся, творческие группы.
Форма классного часа и место его проведения могут быть различными.
Такой классный час нельзя проводить по указке сверху. Он не может готовиться на основе «слепого» воплощения технологических инструкций. Для созидания личностно-ориентированного взаимодействия педагогу необходимо безгранично верить и доверять ученикам, видеть смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на детей, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений к саморазвитию.
В классном коллективе учебно-воспитательную работу в настоящее время организует классный руководитель. Он – педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.
Формы работы классного руководителя определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд. Особое место в деятельности классного руководителя занимают классные часы – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
Да, классный час является одним из эффективных форм в организации взаимодействия с учащимися.
Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.
Можно выделить следующие характерные черты классного часа:
5) это форма внеурочной воспитательной работы, и в отличие от урока ему не должен быть присущ академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия.
6) Это форма организации фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной работы.
7) Это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательной работы, однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся можно считать классными часами.
8) Это форма общения классного руководителя и воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.
Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:
6) Обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке.
7) Формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности.
8) Развитие эмоционально-чувствительной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка.
9) Содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей.
10) Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Разумеется, что решение всех перечисленных задач следует связывать не с каким-то отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенными, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенная роль и место.
Одним из направлений совершенствования форм воспитательной работы является повышение роли классного часа в развитии личности ребенка, формировании его неповторимой индивидуальности. Рождается новый тип классных часов – личностно-ориентированный.
В подготовительной работе к таким классным часам принимает участие не только классный руководитель, но и учащиеся, творческие группы.
Форма классного часа и место его проведения могут быть различными.
Такой классный час нельзя проводить по указке сверху. Он не может готовиться на основе «слепого» воплощения технологических инструкций. Для созидания личностно-ориентированного взаимодействия педагогу необходимо безгранично верить и доверять ученикам, видеть смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на детей, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений к саморазвитию.